суббота

Социализация и детский сад

Считается, что только в детском саду ребенок социализируется, и поэтому он обязательно туда должен ходить. Так ли это?
Появились детские сады в Европе (Германии) примерно в начале 19 в. как решение задачи «пристроить» детей для работающих родителей в нуклеарнойсемье. Т.е. когда-то давно жили расширенными (многопоколенными) семьями, когда под одной крышей жили и вели единое хозяйство несколько семей нескольких поколений (3 и более). И тогда роли в семье были разделены более продуманно – родители средних лет работали в поле, а старшие дети и дедушки-бабушки (зачастую пра-дедушки/пра-бабушки) вели хозяйство в доме и воспитывали всех разновозрастных детей этой большой семьи.

Картина Владимира Маковского Крестьянские дети 1890 г.

Причем дети всех возрастов были включены в бытовую/ хозяйственную жизнь семьи и помогали по мере своих сил, также наблюдая и обучаясь необходимым знаниям и навыкам по ходу жизни.
Появление же фабрик, отток населения в города, создания класса рабочих и проч – привело к преобладанию в городах нуклеарных семей (супружеская пара с детьми или просто супруги). А маленькая семья не могла позволить такую роскошь – как незанятый работой один взрослый, поэтому встала проблема «трудоустройства» детей на время работы родителей. Так и появились детские сады.
Почему же сейчас многие родители и бабушки повторяют как мантру «детский сад нужен ребенку для социализации»? Какая социализация может быть в саду?
1)      В детских садах в группы собирают одновозрастных детей – т.е. они не получают навыков общения с малышами (уход за ними, проявление «наставнических» чувств), не учатся у более взрослых детей – как это обычно происходит в естественной жизни (например, в многодетной семье), не умеют общаться с посторонними взрослыми. Между одновозрастными детьми может быть только конкуренция, например, за «общие» игрушки или внимание единственного воспитателя (на группу до 30 человек).
2)      В саду друзей не выбирают. В обычной жизни любой человек может выбирать, с кем ему общаться, а с кем нет. В саду дети лишены такой возможности. Группы детей, собранные случайным образом (чаще по району проживания), находятся целый день «взаперти» вместе, и дети просто вынуждены общаться или хотя бы присутствовать рядом друг с другом продолжительное время.
3)      Маленькие дети не нуждаются в общении с себе подобными, они «зациклены» на маме (или других близких родственниках). Даже 3х летки будут играть на площадке если и рядом, но никак не друг с другом, ибо им «социализация» еще не нужна. Желание общаться с другими детьми появляется примерно к 4 годам, ближе к 5 дети уже желают играть с одновозрастными, чаще и  однополыми детьми (девочки 5летки играют вместе в свои игры).
4)      Отсюда (конкуренция, вынужденное сосуществование в период, когда общение с другим детьми не нужно) и все это в течении полного рабочего дня (порой доходит до 12 часов) – приводит к стрессу у ребенка. Ученые уже посчитали, что после обеда у детсадовских детей уровень кортизона (гормона стресса) зашкаливает.
5)      В детском саду получается ситуация, когда ребенок выдернут из обычной бытовой жизни. Доходит до того, что грибочки/ насекомых/ зверей / бытовые предметы детям показывают на картинках и на словах описывают, что это такое! Хотя вне забора дет.сада ребенок мог бы познать это сам – потрогать своими руками и проч. Что является более качественным обучением.
6)      В саду дети должны выполнять программу «развития» - делая разные поделки, рисовать и проч – причем не по своему желанию и учету особенностей ребенка – а по некой типовой программе, придуманной когда-то «педагогами». Естественно, не все дети готовы в нужный момент делать нужное воспитателю «творчество», и соответственно ребенок получает внешние оценки, на него навешиваются ярлыки «неспособный, неусидчивый, нетворческий, не умеет ____» и проч. Хотя это просто не пришло время для данного вида занятия или нет настроения у ребенка «по звонку» сесть творить, чтобы потом же «по звонку» его деятельность прервали.

Итак, честнее было бы говорить, что в детском саду ребенка научат следовать общим правилам в большой толпе, жить по режиму, выполнять чужие указания, жить в режиме конкуренции и чужой оценки его деятельности. Можно ли назвать это социализацией? Вряд ли.
Но нельзя сказать, что детские сады являются абсолютным злом для ребенка. Ведь что делать, если оба родителя (или единственный родитель) вынуждены работать, а другие родственники для помощи не доступны? Детский сад - это жизненная необходимость для родителей, но никак не "необходимое благо" для ребенка, и слово "социализация", как мы видим, вообще никак не сочетается с детским садом. И каждая семья для своей особой ситуации решает - пойдет ли ребенок в сад или нет. 

Понравилось? Поделись...

 

Умные домохозяйки | Desenvolvido por EMPORIUM DIGITAL